Ровно месяц мобилизации в России. По приблизительным оценкам, из-за нее страну покинули более 700 тысяч человек. И все это молодые мужчины, специалисты, будущее страны (как казалось). Сегодня все они пытаются строить новую жизни на новом месте, зачастую с нуля.
В Таджикистане таких «мигрантов-релокантов» тоже оказалось немало. Один из них, наш коллега, журналист Никита Жеребцов будет рассказывать читателям «Азия-Плюс» о своем опыте неожиданной миграции в Таджикистан и впечатлениях о нашей стране. Итак, первая часть записок Никиты в его авторской рубрике «Понаехали».
…В тот вечер все ждали обращения президента. На улице уже по-осеннему холодно. В офисе – тоже. Во-первых, еще не заработали батареи. Во-вторых – усиливалась тревога.
Российская Госдума приняла законопроект, по которому в стране увеличивалась ответственность за военные преступления. Где-то в документе мелькали слова о мобилизации. Ожидание объявленной речи президента становилось тягостным.
20:00 – он уже должен начать говорить. Нигде никаких новостей. 21:00 – так же. В 22 часа по Москве – стало понятно, что обращения не будет.
Я проверил билеты. Ну, просто интересно, сколько стоит улететь из России, если прямо сейчас. Паники нет. Цены – стандартные.
Может быть, зря шумели. Может быть, досужие разговоры. Может быть, власти перестраховываются.
Засыпалось нервно. Но с надеждой, как и каждый день с 24-го февраля. Завтра все закончится.
Утром информационное пространство – разорвалось. МОБИЛИЗАЦИЯ. Вроде бы частичная. Но что это меняет? Кого заберут? Кто нужен власти?
С этого момента все другие темы для обсуждения исчезли. На работе, дома, в кафе. Оставаться? Уезжать? Если да – куда? Если нет – что тут?
Ничего не понятно. Зажатые плечи. Частые тяжелые вздохи. Заговорили, что границы закроют. Значит нужно успеть до 28-го.
К этому моменту очередь на Верхнем Ларсе становилась все больше. КПП на границе с Казахстаном заполнялись “туристами” в геометрической прогрессии. Пересечение заветных линий сухопутным путем – казалось все более непредсказуемым и опасным предприятием. Значит лететь.
Виз у меня нет. Направления классические:
Стамбул – 350 тысяч рублей
Ереван – 230
Астана – 500
Ташкент – 200
Дикие суммы. Откроем карту мира. Какие еще есть возможности? Таджикистан. Хм.
Душанбе – 120 тысяч. Уже близко, но все еще запредельно дорого.
Окей, Гугл. Международные аэропорты Таджикистана. Куляб. 86. Граница в аэропорту. Если развернут – домой на такси. Дешевле вариантов нет.
Ну, что же, значит загадочный Куляб.
Еще три дня в диком напряжении. Если не выпустят? Если развернут? Если вручат повестку?
Какие вещи взять? На сколько еду? Когда увижу семью?
Тысяча вопросов и ни единого ответа. Мозг перегревался.
День Х.
Я до сих пор не знаю, где буду жить. Телевидение – область моей работы – довольно тесный круг людей. Ну, кто-то точно должен найтись. Никого. В Узбекистане – есть, в Кыргызстане – есть. В Казахстане – разумеется.
В Таджикистане – никого. Паника, бессилие, собрался, ищем дальше.
Вдруг цепочка нашлась. У коллеги есть знакомый, у которого есть знакомый, у которого есть друг – прямо в Душанбе. Теория шести рукопожатий сработала на четвертом. У местных ребят как раз съехал сожитель и они искали человека, чтобы разделить с ним квартплату.
Чудо! Фантастика! Разговор только на Вы. Очень бережно, очень вежливо. Максимально дружелюбно. Договорились обо всем. Теперь мой маршрут известен, как минимум на следующий день.
Международный аэропорт Домодедово. Пограничный контроль. Передо мной один человек. Примерного моего возраста. Говорит, что по работе. Пустили без лишних вопросов. Моя очередь. Сейчас стошнит.
«Цель вашей поездки? Когда купили билет? Проходите. Счастливого пути!»
Длинный выдох. Впервые за неделю почувствовал, что могу повернуть шею без усилий. Написал жене.
Короткая ночь в самолете – и здравствуй, прекрасный Таджикистан. Посмотрим, как у нас сложится…
Продолжение следует…